Новости



Архитектура общественного здоровья: Международный опыт и национальные приоритеты

Архитектура общественного здоровья: Международный опыт и национальные приоритеты

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Забота об общественном здоровье — ключевой фактор роста качества и продолжительности жизни

«41% смертей в России потенциально предотвратимы. Из них чуть меньше половины предотвратимы за счет немедицинских комплексных экономических, социальных и других факторов — то, что мы называем общественным здоровьем. Это здоровьесберегающая среда и мотивирование населения к ведению здорового образа жизни», — Вероника Скворцова, Министр здравоохранения Российской Федерации. 

Вложения в здравоохранение стимулируют рост экономики

«Затраты на здравоохранение нельзя больше рассматривать исключительно как затраты. Нужно смотреть на них как на инвестиции в человеческий капитал», — Патрисио Маркес, ведущий специалист в области здравоохранения Департамента глобальной практики в области здравоохранения, питания и народонаселения Группы Всемирного банка. 

«Инвестиции, которые мы делаем в здравоохранение, это инвестиции в экономику», — Ник Гульдемонт, профессор Роттердамского университета имени Эразма. 

Инвестиции в здоровье детей приносят наибольшую отдачу

«Инвестиции бизнеса и государства в здоровье должны начинаться с инвестиций в здоровье детей. <...> Предстоящее десятилетие в нашей стране мы объявили десятилетием детства», — Ирина Яровая, заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 

«UNICEF призывает к большим инвестициям в здоровье детей. Мы считаем, что это не только моральный императив, но и экономически обоснованный. Самая высокая экономическая отдача от инвестиций — именно от вложений в здоровье ребенка с самых первых дней жизни», — Афшан Хан, региональный директор по Европе и Центральной Азии Детского фонда Организации Объединенных Наций (UNICEF). 

Первичная медицинская помощь — основа системы здравоохранения

«Сама идея [всеобщего охвата медицинскими услугами, — Ред.] родилась в России в 30-х годах прошлого века — система Семашко», — Вероника Скворцова, Министр здравоохранения Российской Федерации.

«Мы признаем важность первичного звена как первого шага, но мы также признаем, что всеобщего охвата медико-санитарной помощью мы не можем достигнуть без консорциума заинтересованных лиц и привлечения, в том числе, СМИ», — Афшан Хан, региональный директор по Европе и Центральной Азии Детского фонда Организации Объединенных Наций (UNICEF). 

«Всеобщий охват медико-санитарной помощью должен стать неотъемлемой частью устойчивого экономического роста во всех странах», — Патрисио Маркес, ведущий специалист в области здравоохранения Департамента глобальной практики в области здравоохранения, питания и народонаселения Группы Всемирного банка. 


ПРОБЛЕМЫ

Недостаток финансирования

«Мы заинтересованы в том, чтобы финансовое обеспечение системы увеличилось. Сейчас мы работаем на грани максимальной эффективности. <...> Мы выжали из наших тарифов все, что можно. <...> Если придет другой ресурс, мы сможем сделать следующий шаг», — Вероника Скворцова, Министр здравоохранения Российской Федерации. 

«Требуется больше ресурсов. При этом нужно помнить о том, что много неэффективных затрат и потерь», — Патрисио Маркес, ведущий специалист в области здравоохранения Департамента глобальной практики в области здравоохранения, питания и народонаселения Группы Всемирного банка. 

Недостаточное качество питания 

«По данным ВОЗ, 600 млн человек в мире заболевает от потребления так называемых загрязненных продуктов, большая часть проблем в этой связи возникает именно у детей», — Ирина Яровая, заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 

Снижение продолжительности здоровой жизни при росте общей продолжительности

«Продолжительность здоровой жизни, здоровых годов жизни снижается, а не растет с возрастом. Несмотря на то, что мы весьма успешны с точки зрения ожидаемой продолжительности жизни, количество здоровых лет уменьшается, что, конечно же, имеет прямое воздействие на производительность, продуктивность и экономический рост», — Ник Гульдемонт, профессор Роттердамского университета имени Эразма. 


РЕШЕНИЯ

Проекты улучшения общественного здоровья должны охватывать все население

«Уникальность сегодняшней ситуации в России в том, что выражена политическая воля, выделены ресурсы, есть готовность общества, институтов гражданского общества, муниципальных властей, регионов к реализации этих проектов [улучшения общественного здоровья, — Ред.]», — Игорь Каграманян, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по социальной политике. 

«Я возглавляю крупнейшую национальную сеть “Здоровые города РФ” <...> Российская сеть стала пилотной площадкой для реализации крупных проектов по народосбережению и по созданию здоровьесберегающего пространства. У нас 92 муниципалитета, которые объединяют 16 млн человек. <...> Мы запускаем в городах проекты по активному долголетию», — Олег Кувшинников, губернатор Вологодской области; председатель Ассоциации по улучшению состояния здоровья и качества жизни населения «Здоровые города, районы и поселки». 

Участие бизнеса в работе по улучшению здоровья и качества жизни

«Когда мы говорим о социальной ответственности бизнеса, это не только желание подарить кому-то средства. <...> Гораздо важнее честное ведение бизнеса, предложение на рынок товаров и услуг, которые влияют на здоровье и качество жизни людей», — Ирина Яровая, заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 

«У нас в стране более 70 млн работающего населения. <...> Если с помощью работодателей мы организуем эту помощь, мы добьемся больших высот», — Елена Жидкова, начальник Центральной дирекции здравоохранения – филиала ОАО «РЖД» (ЦДЗ). 

«Хорошее, достойное общественное здоровье хорошо и для бизнеса, а хороший бизнес — это здорово для общественного здоровья. В частном секторе есть и возможности, и ответственность, которая на нас возложена для того, чтобы внести свой вклад в улучшение здоровья наших сотрудников», — Джули Гербердинг, исполнительный вице-президент, директор по вопросам взаимодействия с пациентами Отдела стратегических коммуникаций, глобальной общественной политики и здоровья населения MSD. 

«Именно бизнес приносит нам те решения, которые делают проект рациональным. <...> Бизнес делает две важнейшие вещи: он увеличивает общую ресурсную массу в отрасли. И второе — он создает конкурентную обстановку», — Михаил Югай, генеральный директор Фонда международного медицинского кластера. 

«При поддержке властей Египта в течение всего лишь семи месяцев мы будем проводить массивную компанию для того, чтобы привлечь к тестированию 61 млн людей. <...> Я знаю, что министр запустит массивный тест на скрининг в будущем году. И вот это пример партнерства между государством и частным сектором», — Рауль Альберто Гатика, вице-президент Abbott по взаимодействию с государственными органами и политике по странам Латинской Америки, Европы, России и Турции. 

Внедрение новых технологий в сферу здравоохранения 

«UNICEF подходит к опыту с точки зрения жизненного цикла и непрерывного ухода. Мы полагаем, что многие инновации в отношении цифровых аспектов и освоения новых технологий являются поворотным фактором не только для детства, но и для молодежи в целом», — Афшан Хан, региональный директор по Европе и Центральной Азии Детского фонда Организации Объединенных Наций (UNICEF).

«Нам не нужны склады мертвого оборудования, которое закупается, но не используется, я всячески выступаю за то, чтобы технология воспринималась как сервис, как способ продвинуться вперед», — Франс ван Хаутен, генеральный директор, председатель совета правления и исполнительного комитета Royal Philips. 

Увеличение налогов на вредные продукты

«Нужны более высокие налоги на табак, на алкоголь и напитки с высоким содержанием сахара. Мы думаем, что увеличение налогообложения на 15 процентов в 2050 году даст 20 трлн долларов по всему миру», — Патрисио Маркес, ведущий специалист в области здравоохранения Департамента глобальной практики в области здравоохранения, питания и народонаселения Группы Всемирного банка. 

Введение стандартов питания для детей 

«Мы разработали проект закона, в котором речь идет об определении рациона питания ребенка, который, по мнению специалистов, являлся бы достаточным и гарантирующим здоровое и полноценное развитие ребенка. <...> Ведем работу с правительством для того, чтобы в начальной школе для всех детей было обеспечено горячее бесплатное питание. Это и есть инвестиции в здоровье. <...> Быть может, есть смысл на площадке ВОЗ разработать декларацию о требованиях и стандартах качества и безопасности школьного питания в мире. <…> Мы бы предложили подумать над тем, чтобы по примеру России и стран ЕврАзЭС предложить единый технический регламент, который бы стал стандартом качества для всех производителей в понимании того, что есть общая ответственность за здоровье, долголетие и качество жизни», — Ирина Яровая, заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

Читайте также