Новости



Арктический план. Международный аспект

Арктический план. Международный аспект

Арктика обладает огромным экономическим потенциалом и является ключевой зоной для глобального развития и экономической интеграции. При этом главную роль в развитии этой территории играет международное сотрудничество, а Северный морской путь открывает новые возможности для международной торговли и экспорта арктических ресурсов.

К таким выводам пришли участники сессии «Арктический план. Международный аспект», которая прошла на площадке Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

 

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Огромный экономический потенциал Арктики привлекает внимание многих стран

«Мы… должны понимать, что такое Российская Арктика… Ресурсное богатство [Арктического региона. — Ред.], которое обеспечивает до 20% российского экспорта… концентрирует на Арктике внимание всего мира — как здоровое внимание дружественных нам стран, так и нездоровое внимание тех, кто пытается нам в Арктике противодействовать», — Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

«У Арктического региона огромный экономический потенциал благодаря полезным ископаемым, стратегическому расположению и туристическим возможностям. <…> Планируется активное использование Северного морского пути китайскими и корейскими компаниями, что даст дополнительный стимул для экономик Арктического региона. Наконец, в Российской Арктике расположены значительные запасы водорода, а у России развиваются технологии по его использованию, это может оказать значительный эффект на региональную и мировую экономику. Мы в Японии с интересом следим за этим направлением», — президент Научно-исследовательского института океанической политики, исполнительный директор Фонда мира Сасакавы Хиде Сакагучи.

 

Международное сотрудничество играет ключевую роль в развитии Арктики

«Правительством России поставлены очень амбициозные задачи, связанные с освоением Арктической зоны. <…> Это невозможно без международного сотрудничества», — главный управляющий директор, главный стратег ВЭБ.РФ, директор по специальным проектам Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Михаил Хомич.

«В мае этого года в Китае была достигнута договоренность о создании подкомиссии по развитию Северного морского пути. Мы планируем в августе выходить на подписание соответствующих документов, в октябре будет первое… заседание», — специальный представитель по вопросам развития Арктики Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», заместитель председателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов.

«Все прорывные результаты [в науке. — Ред.], как правило, происходят в рамках международной кооперации. Я думаю, без международной кооперации в Арктике это невозможно. <…> Думаю, что в ближайшее время мы вернемся к нормальному, понятному диалогу», — директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров. 

«Мы работаем в рамках Арктического совета… и сейчас все члены… уверены, что в дальнейшем сотрудничество будет развиваться и активизироваться», — исполнительный директор Арктического экономического совета Мадс Фредериксен.

 

Развитие Арктики и Северного морского пути должно стать приоритетом для России

«Когда говорят про стратегию, например, страны, понятно, что Северный морской путь и Арктика — это ключевой приоритет», — главный управляющий директор, главный стратег ВЭБ.РФ, директор по специальным проектам Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Михаил Хомич.

«Северный морской путь… это более короткая дорога из Азии в Европу. <…> Динамика развития СМП очевидна: рост за 12 лет в 36 раз — с 1 млн тонн до 36 млн тонн. Планы, уже проинвестированные компаниями, по производству товаров, которые нужно будет вывезти по СМП, — 2 млрд тонн в следующие 12 лет. Это на самом деле целый пласт экономики, который стоит более 100 трлн рублей в сегодняшних ценах… Поэтому, конечно, развитие Арктики, наверное, сейчас является одним из самых главных приоритетов», — Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

«[Северный морской путь. — Ред.] создает благо и благосостояние всему миру», — председатель NewNew Shipping Line Фан Юсинь.

 

ПРОБЛЕМЫ

Недостаточное развитие береговой инфраструктуры

«Самое главное, чтобы к 2030 году наша береговая инфраструктура не оказалась бутылочным горлышком в этой истории. [Важно. — Ред.] развивать наши порты. <…> Сегодня на завершающей стадии… находится реализация проекта по развитию Мурманского транспортного узла… думаю, что 150 млн тонн — это тот уровень, на который Мурманский порт может… выйти. Следующая точка — это Архангельский транспортный узел… решения уже приняты, развитие началось», — губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.

 

Тяжелые условия жизни в Арктике

«Очевидно, что все это случится, только если в Арктике люди будут жить в достойных условиях, в интересных, удобных городах. Сейчас население Арктической зоны — 2,5 млн человек. Многие проекты разрабатываются вахтовым методом», — Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

 

РЕШЕНИЯ

Создание в Арктике достойных условий для жизни

«Мы видим своей задачей быть… лидером в технологиях и в подходах к жизни, к хозяйствованию, к работе в Арктике. <…> Мы стараемся фиксировать… самые эффективные практики, чтобы люди жили, здесь… в "арктическом 3Д": доступное жилье, достойная зарплата, интересный досуг», — Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

 

Развитие современного ледокольного флота и атомной энергетики

«[Важная. — Ред.] задача — это наличие достаточного количества ледокольного флота, отвечающего условиям Северного морского пути, чтобы сделать его круглогодичным. Мы понимаем, что к 2030 году будем полностью обеспечены суперсовременным ледокольным флотом. <…> Он будет круглый год ходить. <…> Самое главное на этом этапе, чтобы мы к развитию береговой инфраструктуры относились как к миссии эпохи. <…> В ближайшие годы будет полностью обеспечена безопасность. Не будет у нас больше зон на Северном морском пути, которые не будут прикрыты с точки зрения спасательных служб», — губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.

«Мы уже реализуем два больших проекта в Арктике. В Якутии, в Кючусе, мы строим материковую атомную станцию малой мощности. <…> Второй [проект. — Ред.] — это, конечно, Баимский проект на Чукотке, где на сегодняшний день уже есть первые плавучие атомные станции, еще четыре атомные станции мы сейчас строим. <…> Мы уже проинвестировали 40 млрд рублей. До конца года… инвестиции вырастут до 62 млрд рублей», — специальный представитель по вопросам развития Арктики Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», заместитель председателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов.

 

* Материал подготовлен с использованием искусственного интеллекта

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

Читайте также

Все новости