Арктический потенциал. Северный морской путь как драйвер экономического роста
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
От развития Северного морского пути зависит успешное освоение Арктики
«Северный морской путь является связующим звеном между российским Дальним Востоком и западными районами страны, между Азией и Европой. Он объединяет в единую транспортную сеть крупнейшие речные артерии Сибири, формирует условия для инфраструктуры морских портов, железнодорожных и речных меридиональных коммуникаций. Он обеспечивает нормальные условия жизни на северных территориях России, добычу полезных ископаемых, их транспортировку и экспорт, каботажное и транзитное судоходство», — Алексей Лихачев, генеральный директор «Росатома».
«Качественное освоение Севера <…> обеспечивается Северным морским путем», — Елена Безденежных, вице-президент «Норильского никеля».
Освоение Арктики — стратегический вызов для России
«Тема Арктики в последнее время имеет очень большое звучание как в российской, так и в зарубежной повестке дня <…> Для нас Арктика — это не только недра, где добывают и где еще скрыто множество полезных ископаемых. Это не только самый короткий торговый путь из Азии в Европу, не только самые удобные военно-морские гавани <…> Для нас это некий вызов, как был космос в 1960-е годы, и то, насколько успешно мы сможем работать в Арктике, во многом определит, насколько успешной будет наша страна», — Игорь Павловский, заместитель главного редактора REGNUM.
ПРОБЛЕМЫ
Отсутствует законодательная база для освоения Арктики
«Закон об Арктике должен быть — основной документ, на основании которого была бы сформирована долгосрочная программа», — Дмитрий Кобылкин, министр природных ресурсов и экологии РФ.
«Законопроект должен быть предметом широкой общественной дискуссии», — Алексей Лихачев.
«Без широкого общественного обсуждения законопроект устойчивым не будет», — Дмитрий Мезенцев, член Совета Федерации РФ.
Отсутствует комплексный план развития Северного морского пути
«Решение проблем в Арктике невозможно без совместной их проработки», — Игорь Павловский.
«Государство в стратегии развития Северного морского пути не предусмотрело те вехи, в которые должно быть создано нормативное регулирование. <…> Стратегия 2017 года не доработана. У нас не предусмотрены комплексные планы развития Северного морского пути», — Елена Безденежных.
Неразвитость портовой инфраструктуры
«Равновесный вопрос — конкуренция с Суэцким направлением, создание таких условий, которые будут объективно привлекательны для того, чтобы ряд грузов, идущих через Индийский океан из Юго-Восточной Азии в Европу и обратно, перетянуть на северное направление», — Алексей Лихачев.
«Это очень сложный процесс, и это очень дорого. <…> Как скоро это получится, зависит от типов грузов», — Дэн Стэн Олссон, генеральный директор Stena AB.
«Проблемы заключаются в развитии портовой инфраструктуры, которая отстает от желаемого объема перевозки», — Елена Безденежных.
Высокий уровень экологических рисков
«В первую очередь это угроза разлива нефти <…> Другая угроза — воздействие судов на морских животных, природную среду», — Алексей Книжников, сотрудник по экологической политике в добывающей промышленности Всемирного Фонда дикой природы (Россия).
РЕШЕНИЯ
Обсуждение принципов освоения Арктики с регионами
«Нам сейчас нужно слышать регионы. <…> У нас есть сильная площадка, где Арктика обсуждается глубоко. Один раз в два года проходит форум "Арктика — территория диалога". Мы совместно с Росконгрессом сейчас уже обсуждаем и занимаемся процессом подготовки <…> в марте 2019 года уже пятого форума. Он состоится в Архангельске», — Игорь Орлов, губернатор Архангельской области.
Создание единого оператора Северного морского пути
«Свою задачу мы видим в создании партнерства, большого альянса всех сегодняшних участников этого процесса. В первую очередь, власти, так как без целого ряда министерств эту задачу решить невозможно, поэтому Правительство стало во главе этой работы. Это добывающие компании, которые наращивают сегодня мощности — выход на 80-90 млн т в год. И это судовладельцы. В этом триумвирате должен был создан бизнес-процесс. Это будет территория доверия и коммерческой привлекательности», — Алексей Лихачев.
«Губернаторы арктических регионов — за то, чтобы был единый координатор огромного проекта», — Дмитрий Мезенцев.
Создание инфраструктуры для круглогодичного использования Севморпути
«Государство должно развивать ту инфраструктуру, которая будет способствовать коммерчески выгодному круглогодичному использованию Северного морского пути как на запад, так и на восток. <…> В первую очередь, это ледокольный флот. Если будет качественная проводка, мы не только вывезем тот груз, который добывается и производится <…> но и перехватим то, что идет через юг, через Суэцкий канал», — Денис Храмов, заместитель председателя правления «НОВАТЭК».
«Три ледокола мы строим здесь, в Санкт-Петербурге <…> Это "Арктика", "Сибирь", "Урал", который уже на стапелях. Тем самым мы делаем первый шаг к строительству крупнейших в мире атомных ледоколов, которые заложат основы ледокольного флота с круглогодичной проводкой», — Алексей Рахманов, президент Объединенной судостроительной корпорации.
Перевод судоходства на сжиженный природный газ
«Серьезно нужно задуматься о газификации транспорта на Северном морском пути», — Сергей Франк, президент ПАО «Совкомфлот».
«Необходима проработка вопроса о запрете использования твердого мазута в Арктике, перевод судоходства на сжиженный природный газ <…> СПГ — это очень выигрышная для России тема», — Алексей Книжников.
Подробнее – на сайте информационно-аналитической системы Фонда Росконгресс.