Новости



ЧТО, ЕСЛИ НЕ НЕФТЬ? МЕСТО РОССИИ В НОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ

ЧТО, ЕСЛИ НЕ НЕФТЬ? МЕСТО РОССИИ В НОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ

17 июня на ПМЭФ прошли теледебаты на тему «Что, если не нефть? Место России в новой архитектуре мировой торговли». Участники дискуссии отметили, что доля несырьевого бизнеса в общем объеме экспорта страны составляет 54% по самым оптимистичным оценкам.

Чисто несырьевой и неэнергетический экспорт составляет порядка 37%. Только 16 тысяч российских компаний экспортируют свою продукцию за рубеж.

Задача правительства и экспортеров не просто наращивать долю несырьевого экспорта, но увеличивать глубину переработки несырьевых товаров, развивать производство товаров с высокой добавленной стоимостью.

Голосование по вопросу «Что может экспортировать Россия?» показало, что выбор был сделан в пользу ВПК, атомной промышленности и космоса (33%). На втором месте информационные и наукоемкие технологии (27,0%). Далее — АПК (22%), машиностроение (10%) и мультипликация (7,8%).

Только выручка от экспорта продукции IT-технологий составляет по прошлому году 7,0 млрд долларов США. А это 50% от экспорта продукции ВПК. Темпы роста экспорта несырьевого сектора должны быть не менее 6—8% в год. Информационные технологии играют большую роль во всех секторах экономики.

Россия должна не только продолжать использовать свои сильные сырьевые экспортные возможности, но и работать в областях, за которыми будущее, а это сервисные рынки, в т. ч. и медицина. Ни одна отрасль экономики сегодня не может обходиться без продукции машиностроения.

Нужны механизмы поддержки всего цикла производства продукции и продвижения ее на экспорт, в т. ч. и финансово-административные. У нас на НИОКР расходуется только 0,3% ВВП и практически нет частных инвестиций в науку.

Только три года назад стала создаваться сеть торговых представительств, которая сегодня насчитывает 55 торгпредств с охватом 63 стран мира. Это мало. Необходимо соединить административный ресурс торгпредств с ресурсом бизнеса для успешной работы на зарубежных рынках. Необходимо создавать свои торговые блоки и цепочки по продуктам высокого спроса.

Информационные и наукоемкие технологии могут быть хорошим драйвером по созданию новых продуктов на рынке ЕврАзЭС. Критически необходима евразийская интернет-платформа. Нужны долгосрочные планы на 20—30 лет.

Низкая культура экспорта в страны за пределы СНГ и Европы, а также отсутствие возможностей рассчитываться с партнерами по системе электронных платежей существенно влияют на развитие экспорта.

Радикальное снижение бумажного оборота и времени оформления таможенных грузов должно произойти в ближайшее время.

На мировых рынках сегодня конкурируют не только товары высокого качества, но и системы поддержки такой продукции. Инструментами поддержки внешнеэкономической деятельности надо учиться пользоваться для повышения эффективности экспорта.

Россия будет успешно экспортировать на внешние рынки только тогда, когда российские компании будут производить высококачественную и конкурентоспособную по всем показателям продукцию.

Читайте также