Единая транспортная инфраструктура региона. Северный морской путь — транспортный коридор глобального значения



Единая транспортная инфраструктура региона. Северный морской путь — транспортный коридор глобального значения

Единая транспортная инфраструктура региона. Северный морской путь — транспортный коридор глобального значения

18 июня 2016 года в рамках XX Петербургского международного экономического форума состоялась панельная сессия «Единая транспортная инфраструктура региона. Северный морской путь — транспортный коридор глобального значения». В мероприятии приняли участие представители государства и бизнеса.

В ходе сессии обсуждались способы повышения эффективности и коммерческой привлекательности Северного морского пути, модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы, а также роль и место Арктики в евро-азиатских транспортных коридорах.

О проекте Северного морского пути (СМП) рассказал заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Кирилл Степанов. Он сообщил, что построение конкурентной модели проекта затруднено по нескольким причинам. Во-первых, Северный морской путь в основном используется для вывоза сырья на экспорт. Так как большинство добывающих производств сосредоточено в Западной части пути, этот отрезок развивается, а восточный — деградирует.

Во-вторых, бизнес не заинтересован в строительстве судов ледового класса из-за того, что рынок грузоперевозок перенасыщен мощностями и стагнирует. В-третьих, экономия расстояния, которая достигается при использовании Северного морского пути, не дает ощутимого преимущества ни в цене, ни во времени перевозки.

«Тем не менее мы нашли нишу — транзитные перевозки контейнерных грузов между северо-востоком Азии и северной Европой. На этом рынке большие объемы перевозок — 3,1 млн тэусов (TEU — условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств) — и к 2030-му ожидается их рост более чем в два раза. Но выгодными они будут только при использовании самых крупных контейнеровозов, которые возможны для прохождения по СМП», — заявил Степанов.

Такой проект уже существует — арктический контейнеровоз на 5 тыс. тэусов компании Aker Arctic. Однако для его коммерческой загрузки необходим сформировавшийся грузопоток объемом по меньшей мере в 400 тыс. тэусов в год. Для этого, уверен Степанов, нужно переключить с Транссибирской железнодорожной магистрали на Северный морской путь часть грузов для Дальнего Востока из центральной части страны и импорт из Китая.

К 2025 году, по оценкам заместителя Министра, эта линия может занять 10% рынка перевозок на Дальний Восток и импорта из Азии в Россию, а также 5% рынка международного транзита из Азии в Европу.

Об инвестициях в этот амбициозный проект высказался первый вице-президент ПАО «Дальневосточное морское пароходство» Владимир Корчанов. «Севморпуть требует настолько больших инвестиций, что его надо оценивать как Транссиб. Это реальный глобальный коридор. Нужны ледоколы, экипажи, топливо и вся береговая инфраструктура», — сказал Корчанов. При этом он подчеркнул, что без строительства трех атомных ледоколов в дополнение к тем, что уже заложены, невозможно достичь регулярных перевозок.

Генеральный директор АО «Корпорация развития Камчатского края» Николай Пегин говорил о национальной арктической транспортной линии как о ключевом элементе единой и эффективно работающей транспортной инфраструктуры в регионе. Точки входа и выхода этой линии должны быть в Мурманске и Петропавловске-Камчатском. Создание линии даст толчок развитию прилегающих территорий и усилит российское присутствие в Арктике, уверен Пегин. Таким образом, «Корпорация развития Камчатского края» предложила расширить понятие СМП.

Скептически к потенциалу Северного морского пути относится председатель правления ПАО «Совфрахт» Дмитрий Пурим: «СМП как конкурентоспособный транспортный коридор — это миф. Давайте относиться к нему как к мечте. Обеспечить там экономически оправданное судоходство пока нереально. Реально — постепенно развивать внутренний транспортный коридор. Как только мы научимся оправдывать его своей грузовой базой, можно будет продавать эту услугу на международный рынок».

Заместитель председателя правительства Архангельской области Виктор Иконников предложил опираться на потенциал и опыт регионов — то есть проводить ревизию региональных компетенций и максимально вписывать их в проекты. Это позволит сэкономить расходы, заявил Иконников. Не менее важно, подчеркнул он, развивать государственно-частное партнерство.

Итоги дискуссии подвел заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский. Он отметил безусловную важность СМП. «Государство даже хочет сделать больше, чем просит бизнес. Но иногда не там, где это надо. И ждет какого-то руководства к действию. При этом на пальцах одной руки можно посчитать, что нужно: ледоколы, промерные работы и инвестиции», — подытожил Олерский.

Читайте также