Новости



Экономика замкнутого цикла и экология

Экономика замкнутого цикла и экология

Ключевые выводы

 

Деятельность регоператоров охватывает все регионы России, при этом меры господдержки отрасли должны стимулировать инвесторов приходить в отрасль 

«Создан институт региональных операторов, их работа в настоящий момент охватывает всю страну. Все субъекты находятся в реформе. Относительно деятельности региональных операторов: их 181, они устойчивы, и только около пяти регоператоров мы можем назвать из тех, которые находятся в "красной зоне", по которым мы видим проблематику. Хорошо развивается направление, связанное с обработкой, сортировкой. <…> Намного меньшими темпами развивается утилизация. <…> В настоящий момент мы обладаем возможностью привлечь с рынка 100 миллиардов рублей, выдать их под субсидированную ключевую ставку с ценником в районе 4-5% годовых. С учетом последних экономических событий это беспрецедентно дешевые финансовые ресурсы. В таких объемах для отрасли еще такие деньги не предлагались», — генеральный директор ППК «Российский экологический оператор» Денис Буцаев. 

«Порядка 20 современных объектов уже построено.  По первому сценарию, если это крупные заводы, их должно быть 250 по Российской Федерации, если про все обращения с отходами — около 800 объектов должно быть. <…> Большой потенциал мы видим в компостировании и производстве топлива», — заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган.

 

ПРОБЛЕМЫ

 

Высокая доля импортного оборудования для утилизации отходов, неучастие лицензированных утилизаторов в деятельности 

«Неплохо развивается импортозамещение, связанное с производством оборудования и машин для нашей отрасли. <…> С утилизацией немного сложнее — там импортозамещение до 60%. <…> Мы будем работать над тем, чтобы до конца года уровень локализации существенно поднять и сделать те технологии, которые не производятся на территории страны, возможными для альтернативных поставок из нескольких источников, таким образом сбалансировав риски с отказами в сотрудничестве, с которыми мы столкнулись в настоящий момент», — генеральный директор ППК «Российский экологический оператор» Денис Буцаев.

«Люди, заявляющие себя как утилизаторы, создающие нечто новое, занимающиеся вовлечением в оборот и созданием нового продукта, должны эту деятельность реально осуществлять, а если нет — они должны положить лицензию на полку и не создавать иллюзию наличия на рынке специализированного игрока. <…> Создалась парадоксальная ситуация, когда государство идет быстрее, чем бизнес, а бизнес упирается», — руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Светлана Радионова.

 

Отсутствие юридической базы для включения инвестиционной составляющей в тариф

«У нас так и не появилось юридически обязывающих документов — у региональных операторов и в принципе у профессиональных участников рынка. Есть проблемы до сих пор с установлением инвестиционной составляющей тарифа. Достаточно вяло ведется работа, связанная с подготовкой территорий к созданию инфраструктуры. В большинстве субъектов нет земельных участков, а если есть, то это номинальные земельные наделы, которые предстоит долго готовить к инвестиционному циклу. Все это значительно удлиняет возможности реализации инвестпроектов», — генеральный директор ППК «Российский экологический оператор» Денис Буцаев.

Региональное администрирование тормозит реформу ТКО

«Регионы в настоящее время должны двигаться поступательно с точки зрения сбора необходимой конструкции. Форма может быть любая, но должна подразумевать возможность привлечения денег на возвратной основе, возможность привлечения инвестора и принятие регионом обязательств, связанных с дополнительной финансовой нагрузкой, которая повлечет за собой реализацию инвестиционного проекта. К сожалению, к этому нужно быть готовыми, и мы будем со своей стороны оказывать поддержку, чтобы такую нагрузку уменьшить. <…> У инвесторов к отрасли высокий интерес, но когда инвестор приходит в регион, то все упирается в региональное администрирование», — генеральный директор ППК «Российский экологический оператор» Денис Буцаев.

 

РЕШЕНИЯ

 

Изменение нормативно-правовой базы и стимулирование через меры поддержки

«Мы существенно меняем нормативно-правовую базу, стимулируем региональные команды на принятие решения через законодательство и меры поддержки. В любую меру поддержки мы стараемся погрузить стимулирующие подходы субъектов. <…> В рамках законодательства о недрах мы подготовили законопроект о замещающих породах. Отходы этой отрасли — это до шести миллиардов рублей ежегодно», — заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Дмитрий Тетенькин.

«К 2030 году <…>, это прописано к законопроекте, захоронение вторичных ресурсов будет запрещено. <…> Еще меры — стимулирование повторного использования соответствующих продуктов. С первого марта 2024 года Правительство и Минпромторг будут определять конкретные виды деятельности, перечень продукции, в которых в обязательном порядке будет использоваться вторичное сырье при производстве, а также обязательный перечень трудно перерабатываемых продуктов, которые запрещено будет производить», — заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган.

 

Формирование гражданской позиции у населения и введение ответственности для компаний-нарушителей 

«Мы не тратим средства, чтобы продвигать у населения понимание, что экология важна для будущих поколений. <…> Огромное количество несанкционированных свалок мы ликвидируем, около одной тысячи ежегодно — человек может позволить себе выкинуть мусор в соседний двор или лес. Мы должны вместе формировать у людей гражданскую позицию», — заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Бетин. 

«Я считаю, что одно из главных препятствий развития экономики замкнутого цикла заключается в том, что, если прежде она была в черной зоне, сейчас, благодаря усилиям государства, мы переходим в серую зону, но мы еще далеки от достижений. <…> Надо вводить уголовную ответственность для тех, кто нарушает», — первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой.

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

 

 

Читайте также