Новости



Экспорт: куда и как продавать МСП

Экспорт: куда и как продавать МСП

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Пандемия доказала, что российский экспорт может быть высокотехнологичным

«2020 год сделал очень крутую вещь для российской индустрии медицинских технологий – он сделал репутацию. Показатели по экспорту, которые у нас есть, – 30–40% по отдельным позициям. Просто удвоение, утроение. То есть это востребовано. <…> Нельзя сказать, что фармпром какой-нибудь огромный куда-то что-то экспортирует. Это прежде всего массовые предприятия, которые готовили к новой возможности. На мой взгляд, это ключевое направление для экспорта», – Василий Осьмаков, первый заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

«Помимо трансфера технологий, было бы замечательно увеличивать инжиниринговый экспорт. <…> У нас есть что предложить: это и конструкции чистых помещений, в которых производятся вакцины, это технологическое оборудование, вентиляционные установки и в первую очередь компетенции наших проектировщиков, строителей, пусконаладчиков. Совместная работа в этом направлении может дать результат не только в качестве конкретных проектов, но еще и повысить уровень доверия к нашим инжиниринговым компаниям», – Олег Малахов, член Генерального совета, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия».

«Мы много говорили про экспорт малого и среднего бизнеса в рамках трансфера технологий – „Спутник V“ везде. Я выезжал за рубеж все это время, и просто приятно: „Спутник V“, „Спутник V“», – Николай Дунаев, вице-президент, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

Российский бизнес имеет точку роста в виде онлайн-экспорт

«Весь мир совершил квантовый скачок в E-commerce. Россия скакнула на три года вперед, Америка – почти на два года вперед. Рынок онлайн-экспорта пробил в 2020 году отметку в 1 млрд долларов США. То есть 1 млрд долларов США – это объем товаров, которые были проданы через электронные площадки за рубеж. Рост составил 42%. По всем динамикам, которые мы видим, мы про это говорили еще несколько лет назад, этот рынок вполне может быть из России», – Илья Кретов, генеральный директор на глобальных развивающихся рынках, eBay.

«Мы сейчас фокусируемся на создании новых экспортеров… и новых экспортных продуктов. <…> Во-первых, экспортировать должно быть легко, удобно и приятно, а во-вторых, это изменение качества экспорта. <…> Новые игроки, новые вскрытые рынки, новые ниши, новые продукты, научиться быть глобально конкурентоспособным в новых нишах – вот это результат», – Александр Калинин, президент, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

ПРОБЛЕМЫ

Рост расходов на логистику и сырье сдерживает развитие МСП в России

«К сожалению, по объективным причинам… Почта России, которая является основным каналом, вынуждена поднимать цены в среднем на 15% каждый год, это всегда немножко удар для экспортеров. Поэтому мы начали прекрасную работу по субсидированию логистических операций для экспортеров – по почте, возможно, по курьерским службам», – Илья Кретов, генеральный директор на глобальных развивающихся рынках, eBay.

«Цены на ДСП выросли на 70%, на металл – на 100%. То, что нивелировалось разницей курса рубля и евро, исчезло. Я, когда летел, посмотрел, что средняя цена квадратного метра ДСП в Европе – 3,2 евро; в России этот же завод, что и в Европе, продает за 4,2 евро за квадратный метр», – Виктор Помещиков, соучредитель электронной торговой площадки TOTO-nabytek.

«Рост цен – это, безусловно, отражение очень быстро восстанавливающейся экономики, это в каком-то смысле нормальный рыночный процесс, в котором, безусловно, есть перегибы, то, что премьер-министр назвал словом „жадность“. <…> Проблему надо решать, решать в рыночном ключе, решать с привлечением госрегулирования, но „жестить“ не надо, это точно», – Василий Осьмаков, первый заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

 

«Наши исследования показывают, что 90% предпринимателей малого и среднего бизнеса, а именно о них говорю, а не о крупных корпорациях, у которых есть отдельные люди, отделы управления, которые это заполняют, именно такие люди сталкиваются с такими простыми вопросами. Наши предприниматели отмечают, что заполнение таких документов занимает 85 часов», – Надия Черкасова, заместитель президента – председателя правления, ПАО Банк «ФК Открытие».

МСП в России не хватает капитала для выхода на глобальный рынок

«Малого бизнеса в России мало, он катастрофически недокапитализирован. Нужно зарабатывать прибыль и капитализироваться, капитализироваться и еще раз капитализироваться. Потому что если сравнить малое предприятие России и Германии, вроде бы все похоже, но капитал, которым владеет малая российская компания, в разы меньше капитала немецкой компании. Нужно капитализироваться, поэтому зарабатывайте прибыль и инвестируйте ее прежде всего в свои предприятия», – Александр Калинин, президент, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

«Мы сравнивали топ-10 продавцов из России и топ-10 продавцов из Китая. Китайцы в среднем продают в 27 раз больше, чем средний российский продавец, за счет многих инструментариев, которые они используют: и отправка товаров за рубеж, и потом работа с электронными площадками», – Илья Кретов, генеральный директор на глобальных развивающихся рынках, eBay.

РЕШЕНИЯ

Обучение предпринимателей и меры поддержки помогут МСП занять выгодные позиции на мировом рынке

«Нужно сформировать не такие академические и практически не применимые курсы, которые просто время отнимают, а нужно сформировать очень четкие программы, которые буквально за ручку проведут готового к такой непростой внешнеэкономической деятельности предпринимателя к тому, чтобы ответить на вопрос, как это начать делать. <…> Проведя аудит того, что существует на рынке, мы увидели, что, действительно, таких конкретных, практически применимых, дающих конверсию именно в экспорт, а не просто в диплом, корочку, программ достаточно мало», – Вероника Никишина, генеральный директор, АО «Российский экспортный центр».

«Изменили налоговое законодательство для того, чтобы российский розничный экспортер мог применять ставку НДС 0%. Это было опять же все на бумаге, по сути, перевели в цифру. Почта России сначала интегрировалась с нами, потом интегрировалась с ФНС, ФТС, теперь российский экспортер может подтверждать ставку НДС в 0%. По логистике произошло много прорывов, потому что был логистический кризис. Почта России точно так же в очень тесном партнерстве с нами изменила логистические направления и решила локальный кризис», – Илья Кретов, генеральный директор на глобальных развивающихся рынках, eBay.

«Очень надеюсь, что мы в этом году запустим льготную программу через Почту России для экспортеров, прежде всего МСП. Постановление правительства мы написали, деньги на это есть, в пилотном режиме в этом году должны запустить. Эта программа должна эффективно дополнить ту работу, которую делает РЭЦ с Почтой России в части различия цифровых сервисных вещей», – Василий Осьмаков, первый заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

«Мы объявили программу „Открыты на весь мир“, инвестировали достаточно большое количество усилий и средств, чтобы предоставить российским МСП возможность быстро выходить на розничный экспорт. В общем-то, результаты не заставили себя ждать. Сейчас мы закрыли 2020 год и увидели 41 тысячу аккаунтов, экспортеров, что-то продают через eBay на весь мир, прирост 39% по количеству экспортеров. Когда у нас все страны закрыты, они продают в больше чем сто стран мира. У нас топовый экспортер продал в 108 стран, хотя все границы были закрыты», – Илья Кретов, генеральный директор на глобальных развивающихся рынках, eBay.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс  ROSCONGRESS.ORG.

Все подробности подготовки ПМЭФ-2021 – на официальном сайте forumspb.com и в телеграм-канале Фонда Росконгресс t.me/roscongress и Instagram ПМЭФ-2021

www.instagram.com/forumspbru

Официальный фотобанк Фонда Росконгресс photo.roscongress.org/ru/projects

Читайте также