Евразийский экономический союз. Стратегия будущего



Евразийский экономический союз. Стратегия будущего

Евразийский экономический союз. Стратегия будущего

ВЫВОДЫ 

Участие в ЕАЭС оказывает ощутимый позитивный эффект на экономику государств-участников организации 

«От интеграции выигрывают все: и более крупные экономики, и экономики чуть поменьше. Вопрос интеграции — это вопрос свободного движения капитала, рабочей силы, товаров, услуг. От этого выигрывают все страны, в том числе и Россия. Задача заключается в том, чтобы мы все эти положительные моменты интеграции дальше расширяли», — Антон Силуанов, первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации.

«Вопросы интеграции очень важны для экономик наших стран, в частности для Казахстана, поскольку позволяют создать дополнительный потенциал для нашего развития. Поэтому вопросы Евразийской экономической перспективы очень актуальны», — Алихан Смаилов, первый заместитель Премьер-министра Республики Казахстан – Министр финансов Республики Казахстан. 

«Вхождение Кыргызстана в Евразийский экономический союз дало возможности в сфере рабочей силы, капитала и других, и экономических процессов», — Жениш Разаков, вице-премьер-министр Кыргызской Республики. 


ПРОБЛЕМЫ 

Бюрократические и административные барьеры 

«На формальную часть принятия решений мы тратим минимум год, потому что все зарегламентировано в нашем союзном договоре, и мы должны выдерживать все эти процедуры. Если на уровне экспертов пришло какое-либо замечание, то мы потеряем минимум два месяца, потому что обязаны все формальные процедуры выдерживать», — Тигран Саркисян, председатель коллегии Евразийской экономической комиссии. 

Недостаточный уровень интеграции 

«Недоинтеграция наносит существенный вред, прежде всего, нашему бизнесу. Бизнес все время подчеркивает, что есть проблемы и ограничения на пути формирования общих рынков. И это не дает возможности прочувствовать весь эффект от интеграции», — Тигран Саркисян, председатель коллегии Евразийской экономической комиссии.  

«Выработка согласованных, общих, а еще лучше — единых политик в важнейших отраслях экономики — это то, что касается недоинтеграции. И без этого невозможно снять ограничения и барьеры. Без выхода на согласованные, общие или единые политики будет очень трудно, особенно в условиях цифровизации, добиться повышения конкурентоспособности на глобальных рынках», — Виктор Христенко, президент делового совета Евразийского экономического союза (ЕАЭС). 

Протекционизм вредит процессам интеграции 

«Когда правительства защищают национальные интересы — это защита своих производителей, предприятий. Мы не готовы к свободной конкуренции на нашем общем рынке. Национальные правительства пытаются помочь своим производителям и вводят какие-то ограничения, которые нарушают каноны формирования нашего общего рынка», — Тигран Саркисян, председатель коллегии Евразийской экономической комиссии.  

«Что касается расширения сфер участия, зоны свободной торговли, то здесь мы сталкиваемся с тем, что свои национальные интересы ставим значительно, на порядок выше, чем интеграционные. Давайте учитывать и интересы нашего Союза. Их надо сопоставлять с интересами страны, но если мы вошли в интеграцию, то надо где-то уступать, где-то идти друг другу навстречу», — Антон Силуанов, первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации. 

«По мнению многих экспертов, мы сконцентрировались по большей степени на вопросах внутренней конкуренции между нашими странами и фактически заняты неким перетягиванием канатов», — Алихан Смаилов, первый заместитель Премьер-министра Республики Казахстан – Министр финансов Республики Казахстан.

 

РЕШЕНИЯ 

Расширение полномочий Евразийской экономической комиссии по принятию решений

«Мне кажется, мы уже созрели до такой степени, что комиссию надо наделить полномочиями в принятии решений. Я думаю, что и наши страны уже созрели для того, чтобы больше доверять комиссии», — Тигран Саркисян, председатель коллегии Евразийской экономической комиссии. 

«Евразийская экономическая комиссия должна обладать более широкими полномочиями. И уровень ее ответственности должен тоже повышаться», — Игорь Петришенко, заместитель Премьер-министра Республики Беларусь. 

«Принимаются очень хорошие перспективные решения, но, к сожалению, их реализация не на самом высоком уровне. В связи с этим полномочия Евразийского экономического союза нужно актуализировать», — Жениш Разаков, вице-премьер-министр Кыргызской Республики. 

«Необходимо придание дополнительных властных полномочий Евразийской экономической комиссии. Пусть это будет поэтапно, пошагово. Иначе наша интеграция потеряет необходимые темпы», — Андрей Бельянинов, председатель правления Евразийского банка развития (ЕАБР). 

Расширение экономического взаимодействия и новые совместные проекты 

«С точки зрения дальнейшей перспективы развития мы должны сконцентрироваться на вопросах кооперации. Нужны большие интеграционные проекты, в которые будут вовлекаться все наши страны. В данном направлении работа уже начата», — Алихан Смаилов, первый заместитель Премьер-министра Республики Казахстан – Министр финансов Республики Казахстан. 

«Нам нужно побольше интеграционных проектов (по типу Airbus в ЕС) с тем, чтобы каждая из стран чувствовала свою вовлеченность в реализацию таких проектов. И каждая страна получала бы от этого дополнительные бонусы, чувствовала дополнительную вовлеченность», — Антон Силуанов, первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации.

«Мы должны расширять взаимодействие и рынки сбыта продукции с элементами поддержки нашего совместного продукта», — Игорь Петришенко, заместитель Премьер-министра Республики Беларусь.

Использование цифровых технологий для развития интеграции

«Необходимо глобально посмотреть на цифровую трансформацию, которая меняет в том числе и логику нашего интеграционного проекта. Именно благодаря ЕАЭС у наших национальных правительств есть уникальный шанс в реализации национального суверенитета в цифровой повестке. Иначе отдельно взятые страны не в состоянии конкурировать с транснациональными корпорациями и создавать свои собственные экосистемы», — Тигран Саркисян, председатель коллегии Евразийской экономической комиссии. 

«Цифровизация — это, безусловно, связывающий интеграционный проект. Цифра, маркировки, единые электронные подписи — это все, без чего наш союз не может существовать. Если мы говорим об интеграции, союзном строительстве — это кровеносный сосуд, без которого, по сути, не может существовать ни бизнес, ни государство. Такого рода интеграционные проекты нужно было реализовывать еще вчера», — Антон Силуанов, первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

Читайте также