Новости



Мировой энергетический сектор: вызовы и возможности

Мировой энергетический сектор: вызовы и возможности

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Ситуация на энергетическом рынке стабилизировалась

«Была достигнута балансировка рынка в период 2017-2018 гг. Затя-нувшийся кризис, который мы видели в 2014-2015 гг., был в корот-кие сроки преодолен, инвестиции в отрасль начали возвращаться уже в 2017-2018 гг.», — Александр Новак, Министр энергетики Рос-сийской Федерации.

Эффективность добычи растет

«Если до кризиса 2014 г. объем инвестиций составлял порядка $900 млрд в год, то в период 2015 г. падение составило 2 раза, до $500 млрд. Несмотря на то, что рынок восстановился, объем инвестиций восстановился лишь частично, всего лишь 10-15%. На сегодняшний день инвестиции, по нашим оценкам, составляют в мировой отрасли около $550-600 млрд в год. Тем не менее этот сниженный объем ин-вестиций позволяет обеспечивать предложение на рынке, которое, по сути, превышает существующий спрос. Это означает, что суще-ственно повысилась эффективность добычи. Проекты, которые были низкомаржинальными, за счет повышения эффективности становятся более маржинальными», — Александр Новак, Министр энергетики Российской Федерации.

«Мы должны поддерживать хороший уровень инвестиций. Мы пони-маем, что цены не должны быть слишком низкими и слишком высо-кими», — Роберт Дадли, главный исполнительный директор BP.

Сланцевые углеводороды проигрывают конкуренцию традици-онным видам топлива

«Динамика роста добычи сланцевых углеводородов всех удивила. <…> Но рост, который мы наблюдали в прошлом году и в этом году, вряд ли окажется устойчивым в течение средне- и долгосрочной перспективы. Еще один очень важный фактор по сланцевым углево-дородам — качество. Большая часть мощностей переработки по все-му миру изначально спроектирована под нефть определенного каче-ства. Это снижает спрос на сланцевые углеводороды, поэтому планы по строительству трубопроводов для поставок на мировой рынок америка—ских сланцевых углеводородов выглядят уже не такими ра-дужными», — Халид А. аль-Фалих, Министр энергетики, промышлен-ности и минеральных ресурсов Королевства Саудовская Аравия; председатель совета директоров Saudi Arabian Oil Company (Saudi Aramco).

«Если посмотреть на реальность — сланец немного бледнеет на фоне экономических факторов», — Бен ван Берден, главный испол-нительный директор Royal Dutch Shell Plc.


ПРОБЛЕМЫ

Высокая степень неопределенности на рынке 

«На рынке сегодня есть очень много факторов неопределенности. К сожалению, несмотря на то, что мы достигли положительных резуль-татов и с точки зрения балансировки спроса и предложения, и остат-ков, мы видим, что усилился фактор неопределенности», — Алек-сандр Новак, Министр энергетики Российской Федерации.

«Рынок сейчас испытывает влияние факторов, которые мы не можем контролировать. Мы стараемся использовать все доступные нам ин-струменты, но мы можем влиять только на сторону поставок, а на стороне спроса, на который влияют макроэкономические факторы, возникает большой вопрос. Ожидания рынка, ожидания инвесторов — это уже лежит за пределами сферы нашего контроля», — Халид А. аль-Фалих, Министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Королевства Саудовская Аравия; председатель совета ди-ректоров Saudi Arabian Oil Company (Saudi Aramco).

«Никому не нравится волатильность, нестабильность, потому что это совершенно не способствует развитию ситуации в положительном ключе», — Бен ван Берден, главный исполнительный директор Royal Dutch Shell Plc.

Негативное влияние санкций и геополитики

«Обсуждались торговые войны, которые в последнее время очень сильно активизировались, принятие решений относительно введения экспортных пошлин двух крупнейших экономик друг против друга. В прошлом году мировая экономика выросла на 3%. Если реально бу-дут введены пошлины и будут действовать так, как озвучено, это мо-жет снизить рост экономики до 2,6%, а это, в свою очередь, повлия-ет на снижение спроса на нефть, снижение спроса в целом на энер-горесурсы. Мы видим, что за последние несколько недель после объявлений различных санкций в торговых отношениях цена снизи-лась на $10», — Александр Новак, Министр энергетики Российской Федерации.

«Нефть сейчас — царь топлива в транспортировке, но сколько это будет продолжаться, сложно сказать. Большие изменения происходят и очень важные, здесь можно вернуться к геополитике и увязать эти вопросы», — Дэниел Ергин, вице-председатель IHS Markit.


РЕШЕНИЯ

Совместные действия производителей по стабилизации рынка 

«Соглашение между странами ОПЕК и не ОПЕК — 24 страны — это очень хороший инструмент, который позволяет хоть как-то реагиро-вать на эти неопределенности и совместными действиями снимать эти риски», — Александр Новак, Министр энергетики Российской Фе-дерации.

«Мы будем продолжать выступать с консолидированной позицией на рынке нефти по поставкам, объему, распределению в рамках согла-шения ОПЕК+», — Халид А. аль-Фалих, Министр энергетики, промыш-ленности и минеральных ресурсов Королевства Саудовская Аравия; председатель совета директоров Saudi Arabian Oil Company (Saudi Aramco).

«У нас есть механизмы для корректировки наших целевых показате-лей в сторону повышения или в сторону понижения. Мы видим пол-ный консенсус о необходимости долгосрочного сотрудничества, ко-торое обсуждается в последние несколько месяцев. Все компании, все страны поддержали это предложение. Мы уже не можем в той же степени влиять на рынок в рамках ОПЕК, но в рамках расширенной группы — да», — Халид А. аль-Фалих, Министр энергетики, промыш-ленности и минеральных ресурсов Королевства Саудовская Аравия; председатель совета директоров Saudi Arabian Oil Company (Saudi Aramco).

Клиентоориентированность и диверсификация продукции

«Переход от газа к [другой — Ред.] энергии может быть непрост, но для некоторых компаний это естественный ход событий. Поставляя и газ, и энергию, мы становимся ближе к людям, и для компании в этом есть свои преимущества», — Патрик Пуянне, президент, председа-тель совета директоров Total.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org


Читайте также