Новости



Национальная технологическая олимпиада – социальный лифт для команды технологического прорыва

Национальная технологическая олимпиада – социальный лифт для команды технологического прорыва

 КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Современные университеты немыслимы без обучения детей компетенциям технологических предпринимателей

«Современный университет без функции, которая связана с трансфером знаний в технологии, немыслим. Это очень тесно смыкается с предпринимательской культурой, подготовкой. С учетом того, что сегодня университеты активно идут в школы, было бы неправильно не взаимодействовать со школьниками, не создавая условия для развития таких интересных ребят, кто хотел бы попробовать себя еще в школе, создавая возможности проявить себя и попробовать, предпринимательство — это их или не их», Валерий Фальков, Министр науки и высшего образования Российской Федерации.

«Получить соответствующий продукт технологический, сделать и дальше продвинуть — это командная работа чаще всего…. Этому надо обучать в университете и предоставлять инфраструктуру. Многое зависит от вас: мотивация — ключевое слово», — Владимир Васильев, ректор, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет ИТМО».

«В траектории развития молодого человека есть разные типы деятельности, одна из них — это выучить математику, но другая — попытаться решать задачи технологического фронтира и учиться менять мир на самом деле, быть уже взрослым участником технологической группы, кружка», — Дмитрий Земцов, проректор по развитию, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ); руководитель рабочей группы национальной технологической инициативы по развитию дополнительного и неформального образования, «Кружковое движение».

ПРОБЛЕМЫ

Система образования испытывает недостаток мотивации учащихся

«Этот диалог сложнее всего выстраивать, потому что так исторически сложилось, что в 1980-1990-е у нас слово кружок стало другой смысл иметь. Кружок — это куда ты идешь поучиться чему-то дополнительно. Но кружок — это на самом деле не элемент дополнительного образования. Это форма самоорганизации мотивированных ребят, которые хотят что-то делать. А то, что мы стали кружками называть систему дополнительного образования, это усложнило нам диалог с индустрией, находящейся на фронтире», — Дмитрий Земцов, проректор по развитию, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ); руководитель рабочей группы национальной технологической инициативы по развитию дополнительного и неформального образования, «Кружковое движение».

«Важно, чтобы закладывались такие базовые навыки и компетенции, которые полезны будут, независимо от того, куда потом этот школьник пойдет. Может быть, он даже не будет поступать в университет или пойдет совсем по другой специальности, не инженерной. Но умение мыслить нестандартно, нешаблонно, умение находить какие-то интересные решения, креативность, готовность пробовать что-то новое это те качества, которые точно очень нужны, востребованы», — Алексей Комиссаров, проректор, директор Высшей школы государственного управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); генеральный директор, АНО «Россия — страна возможностей».

«На Дальнем Востоке один человек на один квадратный километр, поэтому цена того, что делается в университетах Дальнего Востока, колоссально возрастает, потому что каждый выпускник Дальнего Востока — человек, который будет там работать, его развивать. А Президентом поставлена задача опережающего экономического развития Дальнего Востока. Мы, конечно, считаем, что нужно применять все возможные механизмы мотивации молодежи», — Никита Анисимов, ректор, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ).

«Здесь фокусировались на словосочетании «социальный лифт» — да как угодно можно назвать, нам нужно сделать все, чтобы появилась команда технологического прорыва. Школа тоже будет меняться, но в силу своей инертности мы вынуждены сегодня достраивать школьную среду «Большими переменами», Национальными технологическими олимпиадами и всем, чем угодно», — Наталья Кравченко, председатель комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности, Общественная палата Российской Федерации.

 

РЕШЕНИЯ

Нужно популяризировать профильные конкурсы и технологические задачи

 «Что мы как организаторы делаем — еще и берем на себя функцию амбассадора. Если вы верите в то, что, собравшись в кружок, можно решить технологическую задачу, которая изменит мир, то вы этой верой заражаете и остальных. И тогда мы с двух сторон сделаем так, что Национальная олимпиада действительно будет национальной и всеобщей», — Дмитрий Земцов, проректор по развитию, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ); руководитель рабочей группы национальной технологической инициативы по развитию дополнительного и неформального образования, «Кружковое движение».

«Нам сегодня нужно работать со школьниками не в логике предметов, а в логике вовлечения их в индустрии. Помочь создать среду, форматы, инструменты, где ребята просто по возрасту относящиеся к школьникам, начнут пробовать и дальше осмысленно двигаться по тому или иному пути», — Наталья Кравченко, председатель комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности, Общественная палата Российской Федерации.

«Когда мы обсуждаем олимпиаду как возможность со школьной скамьи увидеть свое технологическое будущее и трудоустройство, это говорит, что мы прошли огромный путь за 14 лет. Если бы мы в 2007 году создали такую технологическую олимпиаду, возможно, мы опередили ли бы время, но с теми ребятами, которым сейчас 30, говорили бы на том языке, на котором говорили бы с вами. И мы прошли этот достаточно долгий путь, чтобы Национальная технологическая олимпиада не просто состоялась, а была вашей возможностью <…> реализовать себя», — Никита Анисимов, ректор, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ).

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

 

Читайте также