Новости



Презентация результатов национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации

Презентация результатов национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

 

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата 2020 года был составлен в непростых условиях, при этом регионы России не только не ухудшили, а улучшили свои результаты

«Этот Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах России у нас был подсчитан по итогам сложного года, прошедшего под знаком пандемии. В непростой ситуации оказались как руководители субъектов, предприниматели, граждане нашей страны. На поддержку бизнеса, столкнувшегося с резким падением выручки, были брошены значительные ресурсы как федерального центра, так и, безусловно, субъектов Российской Федерации. Так, по всем программам льготного кредитования в 2020 году было выдано больше 1,5 трлн рублей. По итогам 2020 года количество субъектов малого бизнеса в стране снизилось на 4%», — генеральный директор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Светлана Чупшева.

 

«Мы понимаем, что замер, результаты которого мы сейчас обсуждаем, проходил в экстремальных условиях, и если раньше рейтинг характеризовал достижения регионов и возможности регионов по улучшению бизнес-климата по тому или иному направлению, то в этом году, мы это отчетливо видим, он скорее показывает степень положительного взаимодействия регионов — руководителя региона, администрации региона — и бизнеса, который, конечно, объективно оказался в сложной ситуации», — первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Андрей Белоусов.

 

Почти половина регионов Российской Федерации смогли, несмотря на введенные из-за пандемии коронавируса ограничения, улучшить состояние инвестиционного климата на своей территории

«Сорок регионов из 85 субъектов Российской Федерации, несмотря на пандемию и прошлый год, улучшили свой средний индекс по всем показателям. Хочу сказать, что в целом по стране индекс впервые за 5 лет снизился. <…> Основными ключевыми направлениями рейтинга, в том числе и в рамках давления на бизнес, оцениваются сроки подключения к инфраструктуре, выдачи разрешения на строительство, подключения к электросетям, регистрации предприятия. И по этим показателям каждый год мы фиксируем снижение как в среднем сроков по стране, так и в наших субъектах Российской Федерации. <…> Сократился уровень давления на бизнес. Это тоже тенденция, которую мы видим впервые за последние 5 лет рейтинга, каждый год мы фиксировали, наоборот, рост административного давления на предпринимателей, рост излишних документов, проверок, которые проходят в регионах. По итогам прошлого года у нас почти на 30% снизилась доля предпринимателей, которые говорят об административном давлении», — генеральный директор, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Светлана Чупшева.

 «Успех — это работа регионов, потому что губернаторы колоссальную работу сделали, и в этот тяжелый пандемийный год мы все-таки не уронили стройку вообще. Это впервые за всю историю всех кризисов», — заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин.

«Мне очень понравилось, что все регионы в рейтинге идут плотно, результат всех стал лучше, и инвестклимат в России улучшается. Россия становится сильнее как не только держава, но и как экономическая мощь, которая может предложить инвесторам всего мира новые решения», — губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.

«Каждый регион делает все, чтобы экономика росла, — это единственный способ обеспечить перемены, чтобы люди жили лучше», — губернатор Московской области Андрей Воробьев.

 

Федеральные, региональные власти и в первую очередь представители бизнеса отмечают улучшение регуляторики в различных сферах

«Очень отрадно, что результаты показали несколько позитивных тенденций. Первое — зафиксирован рост поддержки государством МСП. Второе — впервые было отмечено снижение административного давления на бизнес, причем замеры были сделаны внутри рейтинга и вне рейтинга. Очень важная тенденция — бизнес отметил, что улучшилась регуляторика в строительстве. Это заслуга Марата Хуснуллина, который организовал прорыв, было отменено за прошлый год более трех тысяч регуляторных норм», — первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Андрей Белоусов.

«Регуляторика касается огромного количества отраслей — мы все сделали, и даже перевыполнили. <….> Мы за прошлый год 72 закона поправили. 72 закона за год — никогда такого не было. Сто нормативных актов выпустили, очень большую работу провели по снижению обязательных требований, потому что у нас было десять с лишним тысяч требований, причем иногда были даже, я прямо могу сказать, абсурдные. Когда-то, в свое время, десятилетия назад, придумали требования, никто их почему-то не переписал, а оно было тоже тормозящим фактором», — заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин.

 

ПРОБЛЕМА

Необходимо провести цифровизацию фондов капитального ремонта

«Очень важно навести порядок в цифровизации фондов капитального ремонта. Мы очень много сделали на федеральном уровне, это же региональные фонды. Люди до сих пор таскают эти бумаги пачками, ездят по всем регионам. Давайте цифровизуем фонды капитального ремонта, может быть, сделаем федеральный стандарт, чтобы если уж мы говорим о “цифре”, то в том числе и капитальный ремонт, малый бизнес, прежде всего, выполнял на самых лучших практиках XXI века», — президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин.

 

ПРОБЛЕМА

Методология составления Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации по ряду позиций должна быть пересмотрена

«В силу вот этой плотности результата, в силу того, что многие регионы действительно тиражируют лучшие практики лидеров, сложилась ситуация, когда многое зависит от изменений на федеральном уровне. <…> Видно, что регуляторика и изменения в надзорно-контрольной, в том числе, деятельности на федеральном уровне, — это следующая возможность для следующего рывка. <…> Вот если на федеральном уровне реально рывок сделаем, то инвестиционный климат в регионах будет не потихонечку карабкаться наверх, а тоже сделает рывок. И в этой связи нам нужно, наверно, методологию рейтинга по ряду позиций изменить», — президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.

«Не только управленческие команды растут, но и потребитель. Бизнес все время повышает запросы. Рейтинг нас тоже учит становиться более требовательными, может быть, по-хорошему наглыми и, соответственно, требовать соответствующий уровень от субъектов <…> Регионы смотрят, где провалы, работают с АСИ, чтобы улучшить ситуацию с климатом. <...> Призываю очень активно в том числе сфокусироваться на работе с АСИ, например, по новому большому рейтингу — Рейтингу качества жизни», — председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», председатель совета директоров группы компаний «Р-Фарм» Алексей Репик.

 

РЕШЕНИЯ

Выстраивание каналов прямой связи между властями и бизнесом

«Кроме того, улучшилась прямая связь инвесторов с региональными органами власти, которые принимают решения. …Прошлый год, наверно, это только усилил, когда вот этот прямой диалог, обратная связь буквально ежедневно осуществлялась. Я знаю, что все губернаторы лично, в ежедневном режиме встречались с деловыми объединениями, встречались с предпринимателями, которые работают в регионах, с инвесторами. В ручном режиме решали абсолютно разные ситуации, проблемы, с которыми сталкивались предприниматели. Здесь это видно также по всей стране в оценках бизнеса, который говорит, что канал прямой связи улучшился почти в два раза», — генеральный директор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Светлана Чупшева.

«И в этой ситуации обратная связь, а там есть опрос предпринимателей, становится критическим моментом, который как раз и добавляет баллы. И те губернаторы, которые на системной основе каждый месяц встречаются с бизнес-объединениями, с инвесторами, с предпринимательским сообществом, они как раз и набрали эти баллы, которые позволили им в этой плотной группе двигаться вперед. Поэтому я призываю это ставить на системную основу — постоянная прямая связь с инвесторами», — президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин.

«Какие пожелания у бизнеса сегодня? Конечно, сохранить такой режим диалога, режим открытости, режим такой совместной работы. И второе, что отмечают, это на федеральном и региональном уровне, — это скорость принятия решений», — президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергей Катырин.

 «[Наш] прорыв связан с созданием института инвест-уполномоченных. Такой инвест-уполномоченный есть в каждом муниципалитете, в администрации области, встречи по графику. Был акцент на взаимодействие. У нас был провал по контрольно-надзорной деятельности, было сильное давление, большое количество проверок. Там очень много федерального надзора. Очень сложно найти баланс, чтобы не было давления и не было нарушено норм. Очень сильно помогла прокуратура нижегородская, они устанавливали KPI для коллег из других ведомств, мы регулярно проводили встречи и с прокуратурой, изначально они были нашим союзником», — губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

 

 

Читайте также