Российский форум малого и среднего предпринимательства: «Отраслевой аспект развития МСП. Перспективные направления: производство и экспортный потенциал»



Российский форум малого и среднего предпринимательства: «Отраслевой аспект развития МСП. Перспективные направления: производство и экспортный потенциал»

Российский форум малого и среднего предпринимательства: «Отраслевой аспект развития МСП. Перспективные направления: производство и экспортный потенциал»

В рамках «нулевого» дня ПМЭФ 2016 на Российском форуме малого и среднего предпринимательства прошла панельная сессия, посвященная экспортному потенциалу бизнеса МСП — промышленности и производству.

Участники сессии обсудили вопросы формирования спроса на продукцию МСП, поддержку инновационной деятельности, а также поддержку и развитие экспортной деятельности российских компаний.

Модератор мероприятия — Николай Дунаев, член президиума «ОПОРА РОССИИ»; генеральный директор ООО «Энергосервис».

Сессия началась с выступления предпринимателей — Максима Третьякова, генерального директора ООО «Элкат», и Дмитрия Пищальникова, председателя совета директоров ОАО «Краснокамский завод металлических сеток». Докладчики обозначили основные проблемы промышленников: это стоимость перевозок, сложность в поисках инфраструктуры за рубежом, эффективность работы налоговой и таможенной служб.

В продолжении темы, Виктор Ермаков, общественный представитель Уполномоченного при Президенте РФ по защите малого и среднего предпринимательства, акцентировал внимание на том, что в системе отношений между экспортерами и контролирующими органами «нужно искать слабые места: налоговая служба может работать на улучшение, но бизнес может этого не чувствовать».

Андрей Поляков, директор по развитию «Российского экспортного центра» (РЭЦ), напомнил, что финансовую поддержку экспортерам оказывают «ЭКСАР» — Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, и «Росэксимбанк», которые входят в ГК РЭЦ. Ключевыми трудностями для экспорта становятся проблемы в логистике и сертификации, административные барьеры, особенно при выполнении экспортного контракта, а также недостатки в маркетинге. Это меры в нефинансовой сфере, и над ними работает РЭЦ, занимаясь как поисками иностранных контрагентов, так и поиском экспортных ниш. РЭЦ также готовит образовательный проект для предпринимателей, позволяющий оценить возможности рынков, разобраться в вопросах сертификации, способствовать участию целевой региональной бизнес-аудитории на выставках. Кроме того, РЭЦ разрабатывает российский экспортный бренд Made In Russia.

Господин Банцекин назвал создание реестра МСП как один из способов решить проблемы отсутствия информации: «российские бизнесмены не знают, каковы условия ведения бизнеса за рубежом, а зарубежные партнеры не знают, чего ждать от российского предпринимательства». Реестр позволит не только составить список предприятий, но и обозначить тип продукции, за который каждое предприятие ответственно. Для того, чтобы решить проблему отсутствия финансирования, напомнил г-н Банцекин, работает так называемая «Программа 6,5%» (Программа стимулирования кредитования субъектов МСП).

Василий Осьмаков, директор Департамента стратегического развития и проектного управления Минпромторга РФ, рассказал о Стратегии развития промышленности России до 2035 года. Ее основная цель — изменение глобального позиционирования России. В Министерстве намерены выделить несколько ведущих отраслей, развитие которых будет в приоритете. По оценке г-на Осьмакова, ими могут стать отрасли сельского хозяйства, топливно-энергетический комплекс и перевозки. Также в этот список могут войти машиностроительная и фармацевтическая отрасли. В Минпромторге планируют кластерное развитие промышленности, переход на проектное финансирование в 2017 бюджетном году и автоматизацию административных процессов.

Кирилл Емельянов, заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития РФ, сообщил, что предприятия МСП экспортируют менее трети своей продукции, и это 6% экспорта. Популяризации российских товаров будет способствовать маркетинговый инструмент повышения доверия, а, именно, бренд Made in Russia. Он рассказал о подготовке инфраструктуры поддержки для МСП по выходу на зарубежные рынки: система займется сертификацией, адаптацией товаров и переводом документов, а предпринимателям останется собрать, подготовить и отправить продукцию на экспорт. В качестве поставщика будут выступать крупные частные интернет-компании из РФ. В настоящий момент в Минэкономразвития уже получили несколько заявок от интернет-сервисов. В ближайшее время проект представят Президенту РФ Владимиру Путину.

По мнению вице-президента «Деловой России» Нонны Каграманян, нельзя ограничиться точечными прорывами на внешних несырьевых рынках, так как это не приведет к национальному экономическому росту и модернизации. «Нам нужно завоевывать ниши, выходить за рубеж с продуктами с высокой добавленной стоимостью. Без кооперационных связей внутри цепочек импортозамещения и локализации – это невозможно. Нам нужно запускать на внешние рынки принципиально новые отечественные продукты для создания новых секторов глобального рынка». В качестве примера она привела страны Юго-Восточной Азии, где господдержка экспорта использовалась как инструмент поэтапной модернизации промышленности и механизм выращивания национальных отраслей более высокой ступени технологического прогресса.

Читайте также