Новости



Российский форум малого и среднего предпринимательства: «Снижение административных барьеров для ведения бизнеса»

Российский форум малого и среднего предпринимательства: «Снижение административных барьеров для ведения бизнеса»

Во время работы второго Российского форума малого и среднего предпринимательства, прошедшего в рамках ПМЭФ 2016, состоялась панельная сессия «Снижение административных барьеров для ведения бизнеса». Участники дискуссии обсудили проблемы, которые возникают у малого и среднего предпринимательства в связи с реализацией нормативно-правовых актов, а также озвучили предложения, необходимые для снижения издержек бизнеса.

Модератором мероприятия выступил президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин. Он напомнил собравшимся о важности устранения избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов как препоны, мешающей не только вести уже функционирующий бизнес, но и открывать новые предприятия.

«В январе на форуме “ОПОРА РОССИИ” мы предложили простую форму смягчения государственной функции контроля и надзора, а именно: заменить штраф на предупреждение в ходе первичной проверки. Важно, что нас поддержал Президент Владимир Путин. Сегодня необходимо внести императивные нормы в КОАП. Работа по предупреждению нарушений должна вестись прежде всего с целью профилактики», — отметил Александр Калинин.

Однако, как заметил первый вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Владислав Корочкин, исполнение поручений президента замедляется, а административные издержки связаны совсем не с самим ведением бизнеса.

С 2014 года постепенно повышается количество мер, которые обременяют предприятия дополнительными нагрузками. Бизнесмены вынуждены платить за справки, оборудования, анализы, подтверждения системы безопасности. Кроме того, по мнению г-на Корочкина, происходит легализация коррупционных потоков через создание коммерческих административных процессов. Административному ресурсу удается повлиять и на конкуренцию на рынке: происходит локализация бизнеса, и ненужным участникам рынок приходится покидать. При этом избыточное регулирование рынка изымает прибыль из реального сектора — стоимость административных барьеров для экономики составляет до 7% ВВП в год. Что касается налоговой нагрузки, то она должна способствовать росту реального сектора экономики. Однако в настоящий момент с 1 рубля зарплаты работника на налоговые выплаты уходит до 60—75 копеек.

Более подробно о контрольно-надзорной нагрузке рассказала Анастасия Алехнович, руководитель Экспертного центра при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Она подчеркнула, что главное — снизить административное давление на бизнес.

При этом, признала г-жа Алехнович, до сих пор реформировать органы контроля и надзора не получалось. В настоящий момент на предприятиях проводят до 70 видов контроля, однако для бизнеса они выглядят как обычные проверки.

По статистике, добавил модератор Александр Калинин, порядка 35% проверок проходят по плану, а остальные — внеплановые, причем административные расследования в эту статистику не входят.

Участники панельной сессии считают, что главным показателем качества работы надзорных органов пока остается количество собранных штрафов, что не может хорошо отражаться на сфере бизнеса. Также сохраняются те виды надзора, которые предусматривает 294-й Федеральный закон (ФЗ). Анастасия Алехнович обратила внимание, что необходимо составить реестр проверок и предоставить бизнесу статистику по всем видам контроля и надзора. Аппарат омбудсмена предлагает снизить в два раза количество контрольно-надзорных мероприятий, ввести персональную ответственность чиновников за ошибки, продолжать расширять надзорные каникулы и прекращать или упорядочивать административные расследования, на которые также приходится часть проверок. Кроме того, предприниматели, по мнению г-жи Алехнович, вправе знать, каким требования должно соответствовать предприятие, поэтому эти требования нужно размещать в сети Интернет.

Что касается законодательного регулирования, то в этой сфере ситуацию прокомментировал исполнительный директор Аналитического центра «Форум» Александр Брагин. Он напомнил, что уже принята «дорожная карта» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в РФ на 2016—2017 годы. Мероприятия по контролю и надзору должны проходить в рамках профилактики, а проверки должны стать крайней мерой, которую применяют только тогда, когда существует угроза для гражданина и общества, напомнил г-н Брагин тезисы, которые были озвучены на съезде «ОПОРА РОССИИ». В весеннюю сессию Государственная Дума РФ планирует принять поправки в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым штрафы должны быть заменены на предупреждения, если замечания возникают в первый раз. Следующие законотворческие поручения пройдут уже в осеннюю сессию Госдумы с учетом замечаний бизнес-объединений. Среди них — поправки к 294-му ФЗ, которые должны быть синхронизированы с законом о государственном и муниципальном контроле (надзоре). С 2017 года к законодательному регулированию присоединятся Роспотребнадзор, МЧС, Роструд, которые проведут выработку критериев риска.

О том, что некоторые результаты в сфере налогового контроля уже достигнуты, напомнил Владимир Груздев, председатель Ассоциации молодых предпринимателей России. В частности, предприниматели работают в автоматизированной системе «АСК НДС-2», которая ввела риск-ориентированный подход при контроле за возмещением НДС.

Дмитрий Сатин, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы РФ, сообщил о снижении налоговых выездных проверок. Всего их количество сократилось на 15% в 2015 году по сравнению с 2014 годом, а для малого бизнеса — на 30%. Также предприняты меры в рамках специальных налоговых режимов: ставка по объекту дохода в упрощенной системе налогообложения может быть снижена до 1%, и уже 22 субъекта РФ приняли такое решение. Общеустановленная ставка («доходы минус расходы») составляет 15%, снизить ее можно до 5%, и 58 субъектов РФ готовы принять решение о ее снижении на региональном уровне.

Участники панельной сессии отметили, что все рычаги ускорения борьбы с административными барьерами необходимо находить вместе с бизнес-объединениями, среди них — совершенствование налогового законодательства, активная правовая поддержка предпринимателей, формирование четкой законодательной базы для малого бизнеса.

Читайте также