Российский форум малого и среднего предпринимательства



Российский форум малого и среднего предпринимательства

Российский форум малого и среднего предпринимательства

15 июня 2016 г. в рамках XX юбилейного Петербургского международного экономического форума на площадке КВЦ «Экспофорум» прошел второй Российский форум малого и среднего предпринимательства «Большой спрос на малый бизнес».

Участие в мероприятии приняли более 500 человек, среди которых представители органов власти России, Финляндии, Латинской Америки, Республик Гаити и Суринам, Аргентины, топ-менеджеры крупнейших российских и зарубежных компаний.

Во время работы форума участники обсудили наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним предпринимательством.

На панельной сессии «Кооперация малого, среднего и крупного бизнеса», модератором которой выступил вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Дмитрий Сазонов, обсуждались вопросы предоставления малым и средним предприятиям (МСП) доступа к закупкам для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд крупнейших компаний; интеграция МСП в производственные цепочки и меры государственного протекционизма.

Дискуссию открыл исполнительный директор НКО «Ассоциация электронных торговых площадок» Илия Димитров. Участие в госзакупках настолько сложное, заявил Димитров, что многие предприниматели отказываются от этой возможности. Пакет изменений в 44-й и 223-й Федеральные законы (ФЗ), регулирующие государственные закупки, находится на рассмотрении Госдумы уж несколько месяцев. Принятие этих поправок необходимо ускорить, поскольку они значительно упростят процедуру закупок.

Александр Браверман, генеральный директор АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», привел статистику, подтверждающую активное участие малого и среднего бизнеса в государственных закупках. Он отметил, что сегодня номенклатура доступа МСП к госзакупкам составляет порядка 98 тысяч позиций. Инфраструктурные монополии, корпорации и госкомпании уже разместили заказ на сумму 520 млрд рублей, к концу года ожидается, что сумма заказа достигнет 1 трлн. Сегодня заключены договоры с предприятиями малого и среднего бизнеса на сумму 445 млрд рублей. Несколько тысяч субъектов МСП уже осваивают эту сумму.

По мнению г-на Бравермана, «проблема же состоит в недостаточной информированности малого и среднего бизнеса, а также в чрезмерном количестве площадок для интернет-торгов, многие из которых не функционируют должным образом». Александр Браверман отметил, что Корпорация МСП работает над увеличением информированности малого и среднего бизнеса. Для этого на многочисленных ресурсах организаций инфраструктуры поддержки размещена информация о проводимых госзакупках.

В ходе дальнейшей дискуссии вице-президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», генеральный директор ООО «РТС-тендер» Виктор Степанов указал на то, что в соответствующих законах нет норм и требований к электронным площадкам. Кроме того, г-н Степанов отметил низкую конкурентность рынка госзакупок. Так, 95% закупок по 223-му ФЗ осуществляется у единственного поставщика.

Директор департамента закупочной деятельности ОАО «Россети» Юрий Зафесов в свою очередь отметил активное участие МСП в закупках компании — 29% всех закупок за первые пять месяцев года пришлось на субъекты малого и среднего предпринимательства. При этом «Россети», заявил г-н Зафесов, заинтересованы в увеличении числа поставщиков. Он предложил упростить процедуру небольших закупок, на суммы, не превышающие 500 тыс. рублей. В частности, создать единый интернет-магазин, в котором будут представлены все компании, занесенные в реестр корпорации МСП. Эту инициативу поддержал Илия Димитров, упомянувший позитивный опыт создания такого магазина в Южной Корее.

Статс-секретарь — вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Мещеряков, говоря о низкой конкурентности рынка госзакупок, указал на невозможность наращивания поставщиков при закупке таких товаров, как рельсы и локомотивы, ведь в России их производят «одна-две компании». При этом РЖД не наблюдают большого интереса к участию в закупках со стороны МСП. Для того чтобы изменить ситуацию, РЖД разместили всю необходимую информацию, номера горячих линий и видеоуроки на своем сайте; проводят регулярные семинары. Однако эти меры не помогли нарастить интерес, сообщил Анатолий Мещеряков.

«Что мешало большим корпорациям в течение 20 лет, пока у нас не было 223-го закона, выращивать хороших поставщиков? Поставщики не выросли, выросла коррупция. Корпорациям не нужно было снижать себестоимость, они закладывали издержки в тарифы. Именно эти проблемы и породили 223-й закон», — заявил статс-секретарь — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Андрей Цариковский. Представитель ФАС отметил, что 223-й закон во многом искусственен и несовершенен.

Читайте также