Новости



Саммит энергетических компаний

Саммит энергетических компаний

Тема Саммита энергетических компаний, прошедшего 16 июня на ПМЭФ 2016, обозначена как «Мировой рынок нефти на развилке: инвестиции в неопределенность или управление рисками?»

В ходе дискуссии обсуждались следующие вопросы: продолжение кризиса на мировом рынке нефти; низкие цены на нефть; сокращение инвестиций в добычу и разведку углеводородов. Участники отметили, что на рынке по-прежнему сохраняется высокая степень неопределенности из-за отсутствия консенсуса между странами ОПЕК и не входящими в ОПЕК.

На Саммите энергетических компаний с ключевым докладом выступил Президент, председатель правления, заместитель председателя совета директоров «Роснефть» Игорь Сечин.

В сессии приняли участие руководители ведущих компаний отрасли: Глава группы BP Боб Дадли, Главный исполнительный директор Eni Клаудио Дескальци, Генеральный директор Total Пуянне Патрик, Президент и Главный исполнительный директор GE Нефть и Газ Лоренцо Симонелли, Министр нефтяной и горнорудной промышленности Венесуэлы, президент PDVSA Дель Пино Эулохио, Председатель Совета директоров ENGIE Жерар Местралле.

В дискуссии также приняли участие Президент ExxonMobil Рекс Тиллерсон, Председатель совета директоров и Главный исполнительный директор Pirelli & C SpA Марко Тронкетти Провера.

Модератором мероприятия выступил бывший исполнительный директор Международного Энергетического Агентства Нобуо Танака.

Свое выступление г-н Сечин начал с оценки текущей ситуации на нефтяном рынке. Она гораздо сложнее и мозаичнее, чем то, что мы видели во времена сбалансированного рынка. Произошла деформация рыночных механизмов функционирования отрасли. Причина — пресловутые санкции, ставка на краткосрочные финансовые инструменты рынка и манипулирование рыночными институтами в ущерб долгосрочным отношениям потребителей и производителей углеводородов и фундаментальным факторам развития.

Сегодня на нефтяном рынке присутствует целый ряд факторов неопределенности, прежде всего, в отношении поведения тех или иных производителей, которые стали по факту играть роль регуляторов на рынке нефти, а также финансового сектора. Беспрецедентная ценовая волатильность протестировала сами основы отрасли. Снижение цены на нефть и волатильность уже привели к потере 350 млрд долларов инвестиций в нефтяной отрасли.

События последних лет показали, что на рынке нефти по существу произошла смена парадигмы: долгое время считалось, что его регулятором является картель ряда стран-производителей ОПЕК, но затем, благодаря прорывным технологиям, возник новый «регулятор», которым стала сланцевая добыча в США.

Итогом нынешнего кризиса становится переосмысление той роли, которую играют и будут играть три крупнейшие страны- — производители нефти, обладающие не только ресурсным геологическим потенциалом, но и широким комплексом факторов, требующихся для воздействия на рынки. Происходит кристаллизация основных игроков. Эти страны — Саудовская Аравия, США и Россия. Каждая из них находит ответы на эти вызовы, опираясь на свои ресурсные и технологические возможности, структуру рынка, особенности принятия политических и экономических решений.

Россия, по сравнению с другими странами, обладает важными преимуществами: развитой экспортной инфраструктурой, в том числе трубопроводной, относительно низкой долговой нагрузкой, десятилетиями отработанной системой сбыта, долгосрочными контрактами, интеграцией в растущие на Востоке и стабильные на Западе рынки сбыта. Подобная модель обеспечивает стабильность, эффективность и устойчивость российского нефтяного экспорта.

Сбалансированность спроса и предложения при высоком внутреннем спросе и имеющиеся мощности позволяют осуществлять экспорт, диверсифицированный по направлениям и продуктам. Это отличает Россию от США и Саудовской Аравии.

На фоне мировых нефтяных потрясений российский нефтяной сектор казался многим наблюдателям и аналитикам «terra incognita», но с учетом ресурсной базы и достигнутых на сегодня результатов, рыночных институтов, наличия качественных рынков сбыта становится «terra fertilis» — «землей плодоносной».

Ресурсный потенциал России огромен, а нефтяные проекты рентабельны даже при низких ценах. Сегодня в России разработаны крупные перспективные новые проекты, которые позволяют поддерживать должный уровень добычи и инвестиций в то время как большинство зарубежных публичных и национальных компаний сокращают капитальные затраты и вынуждены пересматривать портфели проектов в связи с отсутствием привлекательных объектов для инвестиций.

Ключевым параметром, определяющим добычу нефти в России, является фискальные условия, а не цены на нефть. В 2015 году при средней цене на нефть в размере 51 долл/барр., по официальной независимой оценке Ernst&Young, «Роснефть» внесла почти 25 долларов налоговых платежей с каждого добытого барреля. Это значительно больше (в некоторых случаях в 4—5 раз), чем у зарубежных компаний. Эти налоговые платежи зафиксированы в рамках так называемого «большого налогового маневра», который был разработан и реализован для цены нефти свыше 100 долларов за баррель. Стоит вопрос о необходимости его корректировки в соответствии со среднесрочными ценовыми реалиями.

Целевая налоговая система должна обеспечивать стимулы к инвестициям в добычу до тех пор, пока стоимость добычи дополнительного барреля ниже цены барреля на рынке.

В переработке перекрестное субсидирование внутри вертикально интегрированных систем не может восприниматься как экономически целесообразный метод ведения бизнеса. Все направления деятельности компании должны быть экономически оправданными. Поэтому налогообложение переработки также должно быть рациональным и стимулировать инвестиции.

Характеризуя основные тенденции и фундаментальные изменения в мировой энергетике, Игорь Сечин отметил, что газовая отрасль, согласно прогнозам, будет расти более высокими темпами, чем нефтяная. Мы активно развиваем этот бизнес и заинтересованы в его росте. Для газовой отрасли характерен рост конкуренции на основных экспортных рынках и проведение политики «диверсификации источников и путей поставки» газа. В том числе — проникновение СПГ из США. Мы видим необходимость эффективного «российского газового ответа» — прежде всего, обеспечения равных условий на внешних рынках.

Читайте также