Новости



Поворот на Восток 3.0 азиатский вектор в экономике

Поворот на Восток 3.0 азиатский вектор в экономике

Ключевые выводы 

 

У России и Азии есть огромный экономический потенциал для сотрудничества

 

«У нас есть очень много того, что нужно Азии. В первую очередь, конечно, природные ресурсы. Мы сейчас занимаемся развитием Северного морского пути. Два проекта — проект "Новатека" и проект "Роснефти", куда уже проинвестированы средства, ориентированные на Азию. Через 5–7 лет эти два проекта дают 100 млрд долларов ежегодной выручки. <...> То есть проекты эпохального масштаба, все из которых заточены на то, чтобы эффективно экспортировать российские природные ресурсы в Азию. Мне кажется, это прекрасно. Эти деньги нужно заработать, проинвестировать в развитие человеческого капитала в России», — Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

 

«Если мы посмотрим на восточный полигон, за пять месяцев этого года прирост к аналогичному периоду прошлого года составил больше 14%, это во всех видах сообщения. А если посмотреть порты Дальнего Востока, то прирост еще более впечатляющий. Май к маю составляет 46%, поэтому утверждение о повороте логистики на Восток абсолютно обоснованное и название сегодняшней сессии как нельзя открыто и четко об этом говорит», — директор ПАО «ТрансКонтейнер» Виктор Марков.

 

Современные реалии — оптимальное время для начала сотрудничества с Востоком

 

«Те, кто еще для себя не осознал, что вся страна уже фактически на Восток развернулась, подергают себя риску потерять значимый рынок. <…> Сейчас есть уникальная возможность для разворота на Восток. Изменился кратно спрос на ту инфраструктуру, которая сейчас находится на территории региона, <…> изменился подход акционеров и собственников к той инфраструктуре, которой они обладают. За последние четыре месяца они все утвердили новые свои инвестиционные планы, причем очень серьезные», — глава города Владивостока Константин Шестаков.

 

«Мы стараемся выстроить отношения и найти новых партнеров. <...> Китай сейчас является нашим стратегическим партнером. Мы активно выстраиваем отношения, заключаем контракты с Малайзией, с Индией, благо, у нас построен на Дальнем Востоке в Хабаровском крае глубоководный терминал, и возможность загрузки крупнотоннажных судов нам открывает эти перспективы, и запрос индийского рынка высок. Процессы и дружбы, и партнерства должны быть проактивны прежде всего в интересах нашей страны», — председатель совета директоров АО «Колмар Груп» Анна Цивилева.

 

ПРОБЛЕМЫ

 

Сложности с банками и логистикой из-за санкций

 

«Взаимодействие с кредитными организациями Юго-Восточной Азии не будет беспроблемным. Эти проблемы мы уже чувствуем. Были внезапные остановки расчетов без всяких предупреждений. К этому нужно готовиться. Это связано с очень большим взаимодействием крупных, в основном китайских, банков с партнерами из Соединенных Штатов и Европы», — заместитель президента — председателя правления ПАО Банк «ФК Открытие» Татьяна Нестеренко.

«Несмотря на то, что логистика по своей сути является сервисной функцией по отношению к реальному сектору экономики, мы ощутили на себе очень существенное санкционное давление, и это не ограничилось проблемами с взаиморасчетами с нашими клиентами. Основные две позиции, которые оказали наибольшее давление на логистику, это отказ от работы морских линий, отказ от захода в российские порты. И второе — торговые ограничения. Эти ключевые факторы определили два главных принципиальных тренда в современной логистике — это поворот на Восток», — директор ПАО «ТрансКонтейнер» Виктор Марков.

 

Необходимость учитывать климатическую повестку

 

«Если мы посмотрим на общую долю в выбросах парниковых газов, то страны Азиатско-Тихоокеанского региона на текущий момент составляют более чем треть. И только в одном Китае более 10 млрд тонн эквивалента СО2 выбрасывается ежегодно. Это говорит о том, что результативность всей климатической повестки будет зависеть от национальной политики Китая. И в том числе от тех регуляторных мер, которые будут приниматься в данном регионе», — эксперт в области изменения климата Владимир Лукин.

 

«Рынок, где 25 трлн долларов ВВП и четыре млрд человек — это мощнейший магнит для всех нас. Это интересный рынок, на нем увлекательнее работать. На восточных рынках это всегда про долгие выстраивания отношений и поиск того, что удовлетворяет конкретный рынок, конкретного потребителя. И это в полной мере относится к тематике и климатической повестке, с которой мы очень тесно связаны последнюю пару-тройку лет. В отличие от западных рынков, на востоке мы говорим не о терминах-лозунгах, а о терминах того, что нужно тому или иному городу, предприятию с точки зрения улучшения экологии, доступа к воде», — генеральный директор АО «Минерально-химическая компания "ЕвроХим"», член совета директоров АО «СУЭК» Сергей Твердохлеб.

 

РЕШЕНИЯ

 

Активизировать процесс по созданию совместных российско-азиатских компаний

 

«В Азии избыток капитала. Капитализация только китайских фондовых рынков трех основных бирж — 20 трлн долларов, активы банковской системы — более 50 трлн долларов. Назвать компании, которые смогли успешно добраться до этих безграничных источников капитала в России, сложно. Поэтому мы сейчас стоим на пороге эпохи нового формата совместных предприятий. Я думаю, партнерство в этом заключается. Современные русско-азиатские совместные предприятия должны более глубокими быть, более масштабными, и полноценно задействовать, и ресурс тех проектов, которые мы можем здесь реализовать, и ресурс рынков капитала, как акционерного, так и заемного, который в Азии есть», — Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

 

«Ключевая наша задача на сегодняшний день — это расширение географии нашего присутствия в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и расширение состава услуг, которые мы предоставляем своим клиентам. У нас функционирует два дочерних общества в Китае. Мы планируем существенно увеличить филиальное покрытие этих дочерних обществ практически всей территории Китая. Планируем покрыть все градообразующие районы Китая, включая внутренние провинции в ближайшее время. Также в планах нашей компании — в течение двух месяцев создание стопроцентного дочернего общества в Японии, которое будет обеспечивать наш сервис там. Мы нашли очень хорошего кандидата на позицию руководителя этого дочернего общества, который сам японец и с огромным удовольствием взялся за работу организовывать бизнес с Россией», — директор ПАО «ТрансКонтейнер» Виктор Марков.

 

Делать ставку на развитие инфраструктуры и улучшение экологии

 

«У нас вряд ли получится быстро и успешно интегрировать углеродные рынки, но предложить продукт с пониженным углеродным следом по цене ниже, чем этот продукт предлагают наши конкуренты из западных стран, это, безусловно, наш потенциал. Мы за низкую цену углерода можем реализовать климатические проекты внутри нашей страны. Мы можем это присоединить к нашему продукту за эти деньги, что практически никто из конкурентов в других странах не сможет, и выйти с этим на восточные рынки», — генеральный директор АО «Минерально-химическая компания "ЕвроХим"», член совета директоров АО «СУЭК» Сергей Твердохлеб.

 

«Инфраструктура. Без нее куда мы поедем? Мы сейчас реализуем первую часть [проекта. — Ред.] это семь элеваторов вдоль Транссиба. Они не занимают станции железнодорожные, у каждого свой парк собственный. <...> Но этого недостаточно, чтобы обеспечить круглогодичное равномерное движение по Транссибу. И, естественно, нужна экспортная инфраструктура», — генеральный директор ООО «Забайкальский зерновой терминал» Карен Овсепян.

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс  www.roscongress.org

 

 

Читайте также