Рынки внимания: конкуренция за контроль времени потребителей

Рынки внимания: конкуренция за контроль времени потребителей

05 Июня, 12:00–13:15

В 2019 г. в операционных системах для смартфонов появилась функция отслеживания экранного времени. Обескураженные пользователи смогли наблюдать постоянный рост своей экранной зависимости, а за время пандемии этот показатель только увеличился. Сегодня средний житель развитых стран смотрит в свое мобильное устройство более 4 часов в день, а общее экранное время занимает более 8 часов. Наши цифровые устройства стали теми троянскими конями, через которые капитаны цифровой экономики захватывают наше внимание. Контроль времени человека – это ключевой фактор успешности цифровых экосистем. Используемые для этого алгоритмы анализа потребительских предпочтений и показа контента часто не понятны ни для регуляторов, ни для самих потребителей. Государства зачастую все еще исходят из логики индустриальной экономики, например, рассматривая рыночную власть лишь как долю на рынке определенного товара, хотя конкуренция уже сегодня идет не между конкретными продуктами и услугами на стороне предложения, а между способами контроля спроса, т. е. внимания потребителей. Эту трансформацию описывает концепция «экономики внимания». Развлекательная индустрия из самостоятельной отрасли все больше становится частью гигантских цифровых экосистем. Волна сделок слияния и поглощения в отношении самых разных развлекательных активов в том числе продиктована желанием таких экосистем усилить контроль за вниманием потребителей. Перед регуляторами уже сейчас стоит вопрос, нужно ли говорить о конвергенции разных рынков с целью формирования единого рынка управления вниманием потребителей. При этом целый ряд отраслей новой экономики, таких как традиционные медиа и индустрия развлечений, уже сейчас испытывает существенное конкурентное давление со стороны интегрированных цифровых гигантов, что ставит перед регуляторами новый вызов: как обеспечить честную конкуренцию в этих новых условиях? Должно ли государство поддерживать традиционную индустрию развлечений или становиться арбитром между традиционной индустрией и цифровыми экосистемами? Надо ли требовать прозрачности используемых для контроля потребительского внимания алгоритмов? Нужны ли новые правила работы аудиовизуальных сервисов на этом витке развития рыночной экономики?
















Трансляция